...О пользе мата...
" Есть у меня один приятель. Не глупый. Интеллигентный. Не пьет. Матом не ругается...Он им разговаривает. Однажды даже я не выдержал и убедительно попросил его заткнуть фонтан.Это надо было видеть! Он оскорбился, как выпускница Смольного, которой предложили слиться в экстазе в подворотне. И заявил, что его лично русский мат спас от голодной смерти.
А дело было так. Учился мой приятель в Дании. Грыз гранит науки и жил на два доллара в день. Уже примерно через полгода он мог без всякого грима играть на сцене призрак отца Гамлета. Так бы и сгинул от систематического недоедания, не подвернись халтура. Один из выпускников ихнего МГИМО изъявил желание выучить русский.
Что его толкнуло на этот необдуманный шаг - загадка. То ли обещали место в Москве в качестве младшего помощника старшего атташе, то ли просто дурь. Но засела она в нем крепко. Он хотел знать буквально все. Его интересовало, что такое пельмени, что значит бить баклуши и кто такой екарный бабай.
Объяснить все это приятелю с помощью английского и тех трех слов, которые он знал на датском, было сложно. Он злился и по привычке применял в процессе обучения энергичные русские выражения. Ну, как у нас принято - для доходчивости, для краткости, для связки слов в предложении...
Примерно на пятом занятии произносимые приятелем звуки стали оказывать на датчанина странное действие. Услышав знакомые фонемы, он замирал и принимал позу очарованного дятла. При этом датчанин совершенно не понимал, что значат эти слова, ему просто нравилось, как они звучат...
Своей задубелой нордической кожей он чувствовал их лингвистическую мощь...
Однажды датчанин робко попросил перевести ему все дословно. Приятель плюнул и перевел. Интерес датчанина к русскому языку возрос необыкновенно. Он твердо решил научиться ругаться по-русски. Начали с буквы "х"...
На ней и закончили. Будущий посол впал в ступор. Его скандинавский мозг отказывался понимать, как слово из трех букв и его производные могут одновременно означать и полное восхищение ( типа восхитительный), и форму категорического отказа( типа, а вот ... тебе), и указание конкретного направления ( типа, иди ты на ...).
Смыслообразующее начало русской лексики поражало и завораживало своей алогичностью...
Три дня он мучительно думал над тем, какое явление обозначает слово из трех букв с прибавлением к нему окончания "ня", а , главное, зачем в ряде случаев вместе с ним употребляется прилагательное полная. Еще неделя ушла на изучение выражения, означающего отсутствие достоверной информации ( типа, а кто его знает)...
Очень сложно - пожаловался он приятелю...Однако прав был тот, кто сказал, что терпение и труд все перетрут. Через полгода у датчанина стало получаться.Трехэтажный лексический словарь был изучен им столь досконально, что, проявив несвойственный скандинавам полет фантазии, он сумел пополнить его самолично придуманными выражениями. Если верить приятелю, вполне достойными оригинала.
Но это не главное, Во-первых датчанин действительно неплохо выучил русский. Если словарного запаса не хватало, он легко мог изъясняться с любым носителем великого и могучего исключительно при помощи матерного багажа...
Во-вторых, указал конкретное напрвление своему психоаналитику. В его услугах он больше не нуждался. Усталость и накопившиеся проблемы датчанин решал теперь не с помощью душеспасительных бесед по 500 баксов в час, а по-русски - с помощью бутылки водки и двух-трех вовремя произнесенных слов...
В-третьих в мире перестала существовать такая работа, с которой он был бы не в состоянии справиться. Если не хватало времени, сил и умения, он просто произносил волшебные слова, и все держалось и крутилось на добром слове вопреки всем физическим законам...
В-четвертых, у него неожиданно прорезалось чувство юмора. Случай для Дании, как уверяет меня мой приятель, беспрецендентный. А это, епрст...согласитеcь, главное!
Дм.Лычковский"