Ну, погоди!" - золотой фильм моего детства. Он появился на свет в том же году, что и я. С завершением сериала моя молодость ушла безвозвратно.
Итак, о Зайце. Персонаж не имеет телесных признаков пола, и мы не найдем прямого ответа на вопрос, мужчина он или женщина. Однако, как известно, телесно признаки пола не обязательно являются решающими для определения доминанты мужского или женского личностного начала в человеке. С этой точки зрения пассивный характер Зайца не вызывает сомнений. Заяц никогда не занимается активными мужскими делами. Он гуляет на природе, ходит по музеям, поливает цветы на балконе, отдыхает на пляже и т. д.
Косвенные признаки пола - тембр голоса и манера говорить. Любопытно, что характер озвучивания главных персонажей сериала уже сам по себе задает доминанту ярко выраженного мужского начала у Волка (резкий активный бас Папанова) и женского - у Зайца (тоненький, звенящий голосок Клары Румяновой). Впрочем, таким голоском мог бы говорить ребенок или подросток.
Однако заметим, что Заяц и Волк - взрослые, что называется, особи. Детских садов и школ они не посещают, маме не жалуются. И наоборот, имеют собственные отдельные квартиры, где разводят на балконе цветочки (Заяц), колотят таранкой об стол (Волк), а в последних фильмах сериала ходят друг к другу в гости. Короче говоря, это вполне самостоятельные ребята, которые могут себе многое позволить. И позволяют.
Часто Заяц ведет себя, как молоденькая, но достаточно смелая девушка - например, прогуливается со своим мужчиной по палубе парохода или приносит Волку в больницу цветочки (что вряд ли сделает мужчина по отношению к мужчине). Теперь обратим внимание на такие милые мелочи в облике Зайца, как нежный румянчик на щеках, огромные голубые глаза и длинные загнутые ресницы. Последние, как правило, являются в мультипликации маркером отнюдь не ребенка, но молодой особи женского пола.
Еще один не сразу заметный нюанс. При всем разнообразии ситуаций, в которых оказывается Заяц, мы ни разу не видим его серого тела, его поросшей шерстью (а может быть, и гладко выбритой) груди. Авторы фильма ни разу не выставляют его тело напоказ. Зато мы с легкостью припомним массу эпизодов с полуголым Волком, который при этом всегда выставляется в комичном виде. Объяснить эти странности вряд ли возможно. Однако, если предположить, что Волк и Заяц образуют пару "мужчина - женщина", все сразу же становится на свои места, поскольку табуирование женского тела и выставление напоказ мужского является типичным для комедийных игровых лент, рассчитанных на массового зрителя.
Во всех фильмах сериала Заяц убегает от Волка, никогда не пытается ему серьезно противостоять, иногда даже как бы играя с ним и завлекая. Лишь принимая во внимание "женскую стратегию" этого персонажа, можно обнаружить логику такого поведения. Становится понятным и совершенно необъяснимое с иных позиций идиотское хихиканье Зайца, которым тот разражается в самые неподходящие моменты.
Характерно изменение поведения Волка в те моменты, когда Заяц наконец-то попадает к нему в лапы. В эти моменты Волк, как ни странно, часто теряет грубую агрессивность и начинает заигрывать с партнером ("у-тю-тю" или "джентльменское" танго с ярко выраженным делением партий на мужскую и женскую).
Здесь самое время напомнить, что еще в Средние века заяц стал символом похотливости (что было обусловлено его плодовитостью), но также и целомудрия, парадоксально совмещая в своем образе облик греха и добродетели. Этой традиционной противоречивости в полной мере отвечает и образ Зайца в фильме.
"Ну, погоди!" фактически и является эротической аллегорией, идущей в русле давней культурной традиции и представляющей в виде погони-охоты и преследование мужчиной женщины, и предельно прозрачные моменты коитуса.
Интересно, что разделение полов персонажей иногда используется для создания комической контроверзы. Заяц, например, обряжается в костюм Деда Мороза с окладистой бородой, а Волк превращается в Снегурочку с длинной девичьей косой. Несоответствие истинного пола персонажа и его маски, костюма как раз и вызывает ощущение комизма при этих переодеваниях (сравним, например, аналогичные приемы в игровых фильмах "В джазе только девушки", "Тутси", "Мистер Питкин в тылу врага").
Иногда кажется, что персонажи вдруг начинают понимать, что вся их экранная беготня - всего лишь камуфляж, игра, и как только она по каким-либо причинам прерывается (например, Волк попадает в больницу), Заяц тотчас притягивается к своему антагонисту (являясь в больницу с авоськой апельсинов), выявляя неразрывность их парной связи.
Даже во сне Волка преследует кошмар неуязвимости Зайца и их нерушимой связи (именно так Фрейд истолковал бы веревку, по которой Волк неумолимо поднимается на балкон к Зайцу).
Можно заметить, что все свойства, которыми не обладает Заяц, присущи Волку и наоборот. Эта пара образует полную дихотомию - начиная от цвета кожи и роста и кончая складом характера и возрастом (темный - светлый, высокий - низкий, угловатый - округлый, расхлябанный - аккуратный, вспыльчивый - спокойный, старше - младше и т. д.). И ничего третьего здесь не дано.
Собственно, такая структура в первом приближении как раз и воспроизводит основу учения об инь и ян. Истинное отношение персонажей в фильмах сериала отнюдь не лежит на поверхности, но достаточно искусно закамуфлировано - звериным обликом персонажей, телесной бесполостью Зайца, самим мотивом звериной погони и т.д. За всем этим камуфляжем, однако, оказывается спрятанным весьма прозрачный мотив взаимопритяжения полов и последующего "бумселя", как выразилась бы по этому поводу героиня Лайзы Минелли в "Кабаре" Боба Фосса.
©Татьяна Шульга ("Аниматографические записки")
_________________ -- monkey see, monkey do
|